Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://dspace.snu.edu.ua:8080/jspui/handle/123456789/2535
Назва: Структура уявлень старшокласників і соціально-нормативна активність особистості
Інші назви: Структура представлений старшеклассников и социально-нормативная активность личности
Structure of representations of high school students and socio-regulatory activity of the individual
Автори: Волченко, Л.П.
Volchenko, L.P.
Ключові слова: моральні норми
правові норми
просоціальні уявлення
резидуальні норми
репрезентації
соціально-нормативна активність
старшокласники
моральные нормы
правовые нормы
просоциальные представления
moral standards
legal norms
prosaically visions
residual norms
views
socio-normative activity
high school students
Дата публікації: 2016
Видавництво: СНУ ім. В. Даля
Бібліографічний опис: Волченко Л. П. Структура уявлень старшокласників і соціально-нормативна активність особистості : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Л. П. Волченко ; СНУ ім. В.Даля. - Сєвєродонецьк, 2016. - 23 с.
Короткий огляд (реферат): Дисертаційне дослідження присвячено розгляду проблеми формування просоціальних уявлень старшокласників. На підставі аналізу теоретичних та емпіричних даних з’ясована структура та зміст уявлень старшокласників про соціально-нормативну активність особистості, розроблена структурно-динамічна модель їхніх соціально-нормативних уявлень, визначені особливості уявлень юнаків і дівчат, що мешкають у зоні проведення антитерористичної операції на південному сході Україні. Встановлено, що в конфігурації структурних компонентів просоціальних уявлень старшокласників, які уособлюють моральні, резидуальні та правові норми взаємодії, превалюють: когнітивний компонент, який зумовлює артикуляцію індивідуального сприйняття та спробу зробити власні інтерпретації конкретних соціально-нормативних ситуацій внаслідок прагнення старшокласників самостійно розібратися в оточуючому їх світі, на підставі власних поглядів і недостатнього життєвого досвіду; афективний компонент, здебільшого зумовлений позитивною оцінкою власного існування та впливу соціальних норм; поведінковий компонент, в якому спостерігається недостатня спроможність юнаків і дівчат встановлювати контроль за власною соціально-нормативною активністю. Розроблена соціально-психологічна програма формування просоціальних уявлень старших школярів в умовах загальноосвітнього навчального закладу та за умов суспільних перетворень, яка побудована на положеннях гуманістичного та когнітивно-поведінкового підходів із урахуванням особливостей розвитку особистості у ранньому юнацькому віці. Ефективність реалізації програмних заходів доведена позитивними зрушеннями за когнітивним, афективним та поведінковим структурними компонентами соціальних репрезентацій старшокласників.
Диссертационное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования просоциальных представлений старшеклассников. На основе теоретических и эмпирических данных определены структура и содержание представлений старшеклассников о социально-нормативной активности личности, разработана структурно-динамическая модель их социально-нормативных представлений, определены особенности репрезентаций юношей и девушек, которые проживают в зоне проведения антитеррористической операции на юго-востоке Украины. Установлено, что старшеклассники, у которых в социально-нормативных репрезентациях присутствуют моральные и резидуальные нормы имеют интернальный локус контроля, нацелены в будущее, способны контролировать события собственной жизни. В ценностных ориентациях приоритет принадлежит ценностям доброжелательности и универсализма, что является показателем их просоциальной направленности. Общей мотивационной тенденцией выступает нормативная и моральная мотивации, мотивация позитивного отношения к людям, что дополнительно свидетельствует о доминантности просоциальных установок. Показано, что данные аспекты особенно артикулированы в личном профиле юношей и девушек, которые являются внутренне перемещенными лицами. Это поясняется тем, что социальная ситуация развития для данной категории старшеклассников является специфической, которая накладывается на особенности их возрастного развития, что определяет систему отношений к социальной действительности, отражается в их переживаниях и реализуется в социально-нормативных координатах жизнедеятельности. Такое наложение является конгруэнтным и способствует опережающему развитию их социальной зрелости. Определено, что у старшеклассников выражен когнитивный компонент социальных репрезентаций, который обуславливает артикуляцию индивидуального восприятия и попытку сделать собственные интерпретации конкретных социально-нормативных ситуаций, поскольку юноши и девушки стремятся самостоятельно разобраться в окружающем их мире, на основе собственных взглядов и жизненного опыта. Аффективный компонент репрезентативного поля, преимущественно, обусловлен позитивной оценкой существования и влияния социальных норм. В поведенческом компоненте констатируется недостаточная способность юношей и девушек устанавливать контроль за собственной социально-нормативной активностью. Разработанная социально-психологическая программа формирования просоциальных представлений старшеклассников в условиях общеобразовательного учебного заведения, основывается на принципах системности, единства диагностики и коррекции, комплексности, перспективности, интенциональности, прогностичности, обратной связи, с учетом положений гуманистического, когнитивно-поведенческого подходов и особенностей развития личности в раннем юношеском возрасте. Эффективность реализации разработанной социально-психологической программы подтверждена позитивными сдвигами в когнитивном, аффективном и поведенческом компонентах социальных репрезентаций старшеклассников. Ключевые слова: , , , резидуальные нормы, репрезентации, социально-нормативная активность, старшеклассники.
The thesis is dedicated to the consideration the problems of the prosaically formation of representations of the pupils. On the basis of analysis of theoretical and empirical data determined the structure and consideration the vision of the pupils about the socio-normative activity of personality. Was developed the structural and dynamic model of the socio-normative visions. Determined the features in the visions of girls and boys, which prevents in the zone of carrying out the anti-terrorist operation in the Eastern Ukraine. Revealed that in the configuration of structural components of the prosaically visions of pupils, which represents moral, residual and juridical norms of interaction, predominates the cognitive component, which determined the articulation of the personal perception and the effort to make own interpretations of social situations, because boys and girls are seek to understand the World on its own, on the base of their own visions and their small life experience. The affective component is caused by influence of social norms. In the behavioral component observed insufficient opportunity of youth to control their own social activity. Developed the socio-psychological program of forming prosaically views of high school students in conditions of educational institution and social transformations. The program based on the feedback with using the main provisions of the humanistic approach and the cognitive-behavioral approach with taking into account the features of personal development in the youth. The efficiency of realization the program was proved by positive developments of cognitive component, affective component, and behavioral component of social views of high school students.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://dspace.snu.edu.ua:8080/jspui/handle/123456789/2535
Розташовується у зібраннях:Aвтореферати дисертацій

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
autoreferat_volchenko.pdf542,61 kBAdobe PDFПереглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.